Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в МБОУ "Цнинская СОШ №2"школе рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ и детьми-инвалидами на получение бесплатного образования;
организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов на основе совершенствования образовательного процесса;
создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов;
расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
совершенствование системы кадрового обеспечения.
В школе созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
школа реализует адаптированные программы начального общего и основного общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. При реализации данных образовательных программ возможно использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
организация образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому и инклюзивное образование;
вопросы деятельности образовательного учреждения, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их
физического и (или) психического развития в школе работают педагоги-психологи и учитель-логопед;
для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
в соответствии с планом реализации приоритетного национального проекта РФ «Образование» и регионального проекта по организации инклюзивного обучения детей-инвалидов, а так же для эффективного включения детей-инвалидов в процесс инклюзивного обучения учителя проходят курсы повышения квалификации по вопросам организации интегрированного образования детей-инвалидов.
вход в образовательное учреждение оборудован пандусом;
входная группа дверей в здание школы, а также глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед входной дверью и в тамбуре соответствуют требованиям, предъявляемым к размерам и расстояниям, для свободного пользования инвалидами-колясочниками;
на первом этаже школы оборудован туалет для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
так же на первом этаже находится учебный кабинет с рабочим столом для инвалидов колясочников детей и взрослых регулируемый по высоте.
Кабинет коррекционной работы имеет расширенное дверное пространство для пользования инвалидами-колясочниками.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ «Цнинская СОШ №2» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих;
Инвалидам лицам с ОВЗ обеспечен доступ к электронным образовательным ресурсам посредством использования технического оборудования школьных кабинетов.
Тифлотехнические средства, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений в образовательном учреждении отсутствуют.
Специальные технические средства обучения (СТСО) коллективного и индивидуального пользования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют;
Библиотека не приспособлена для использования инвалидами, но всё содержимое библиотечного фонда доступно для использования детьми-инвалидами.
Объекты спорта не приспособлены для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.
Для организации образовательного процесса определённых групп детей-инвалидов разработаны и реализуются адаптированные рабочие программы в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с УО, НОДА. Также реализуется СИПР.
Для всех детей данной группы организованы коррекционные занятия с педагогом-психологом и логопедом в соответствии с рекомендациями указанными в заключениях ПМПК.
Коррекционно-развивающие занятия с детьми с тяжелой и умеренной умственной отсталостью и детьми с НОДА, проводятся по индивидуальному графику, в том числе и на дому (если ребёнок находится на индивидуальном обучении).
Психолого-педагогическая служба МБОУ «Цнинская СОШ №2» в составе: педагогов – психологов, логопеда, социальных педагогов проводит выездные консультации и индивидуальные занятия с детьми-инвалидами в филиалах школы.
Логопед осуществляет коррекцию и профилактику нарушений устной и письменной речи в соответствии с адаптированными рабочими программами по речевому развитию для разных нозологических групп
Проводятся логопедическое занятия по коррекции речевых нарушений в устной и письменной речи для учащихся, обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам.
Коррекционная работа педагога-психолога с детьми-инвалидами ориентирована на познавательную, эмоционально-личностную и социальную сферу жизни и самосознание детей. Педагогом-психологом реализуются коррекционные программы, включающие в себя следующие блоки: коррекция познавательной деятельности, эмоционального развития ребенка в целом, поведения детей и подростков, личностного развития в целом и отдельных его аспектов. Коррекционно-развивающие занятия проводятся по индивидуальному графику, в группах, а также индивидуально на дому, если этого требует состояние ребёнка.