МАОУ "Цнинская СОШ №2"
Городской округ – г. Тамбов, п.Строитель
  • Инновационная деятельность

    Школа-лаборатория инновационного развития на 2020-2024 гг.

    по направлению «Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся на основе курса

    «Нравственные основы семейной жизни»

    в контексте обновленных образовательных стандартов»

    Деятельность школы-лаборатории инновационного развития реализуется на основании приказа управления образования и науки Тамбовской области от 02.12.2020 № 2774 и приказа по школе от 10.12.2020 № 387.

    Программа курса «Нравственные основы семейной жизни» в рамках дополнительного образования реализуется в 9 классах (по 1 часу) Пудовкиным Д.Р., учителем истории и обществознания.

    Необходимо отметить участие многих педагогов школы в реализации плана работы школы-лаборатории.

    Задачи школы-лаборатории: знакомить учащихся с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы, ценности и нормы семейной жизни; формировать у старшеклассников основные представления о семейной жизни с позиции психологии, культурологии и этики; содействовать усвоению учащимися собственной системы семейных ценностей; пробуждать желание создать крепкую, многодетную, счастливую семью; знакомить учащихся со средствами решения семейных проблем; обучать основам психологической, культурологической и духовно- нравственной безопасности в сфере семейных отношений; помочь молодым людям в решении ими смысложизненных проблем.

    Специфика реализации программы курса заключается в том, что основной материал, изучаемый в рамках его преподавания, не ориентирован на ближайшие утилитарные цели (сдача ЕГЭ, поступление в вуз и пр.), но имеет направленность на перспективу жизни старшеклассника, характеризуется эффектом отсроченного действия.

    В рамках плана работы школы-лаборатории в 2024 учебном году проведены следующие мероприятия.

    Проведено входное и выходное анкетирование обучающихся 9,10,11 классов с целью определения уровня подготовленности старшеклассников к самостоятельной семейной жизни, а также степени и характера влияния семейного воспитания на этот процесс.

    В сентябре 2023 г. был заключен Договор о сотрудничестве между МАОУ «Цнинская СОШ№2» и Никольским храмом села Бокино. Предметом договора является сотрудничество сторон по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей и молодежи, формированию высоких моральных ценностей, обмену информацией, обобщению и распространению опыта совместной работы в области духовно-нравственного воспитания учащихся.

    Отец Алексей стал приглашенным гостем курса «Разговоры о важном» и стал участником занятий на тему: «Там, где Россия», «День народного единства», «Что такое Родина?», «О взаимоотношениях в семье» и ряд других.

    Тимакина О.Е., социальный педагог, стала победителем I степени в VI Всероссийском педагогическом конкурсе «Моя лучшая методическая разработка», а также получила диплом «Общественное призвание» Фонда образовательной и научной деятельности 21 века за методическую разработку, посвященную традициям православного христианства.

    Сысоева Т.А., методист, Пудовкин Д.Р., учитель истории и обществознания, преподаватель курса по НОСЖ, Коняхина О.Б., учитель начальных классов стали участниками IX ежегодной Всероссийской конференции по вопросам семейного воспитания и родительского просвещения «Школа одаренных родителей».  

    Опыт работы МАОУ «Цнинская СОШ№2» по вопросу взаимодействия школы и родительского сообщества был представлен и.о.ответственного секретаря Тамбовского регионального отделения «Национальная родительская ассоциация» Т.А. Ковалевой в рамках III Всероссийской конференции-презентации «Роль семьи в сохранении и развитии языков народов Российской Федерации».

    В феврале 2024 г. состоялся визит руководителя Национальной родительской ассоциации А.В. Гусева в Тамбовскую область, была проведена встреча с руководством министерства образования и науки Тамбовской области, с родительской общественностью. В Тамбовской области было открыто региональное отделение Национальной родительской ассоциации. Методист Сысоева Т.А. стала членом Тамбовского регионального отделения Национальной родительской ассоциации.

    22 марта 2024 г. учителя методического объединения истории и обществознания МАОУ «Цнинская СОШ№2» стали участниками городского конкурса профессиональных объединений «КЛАССная профессиЯ». Цель конкурса – выявление и распространение эффективного опыта методического сопровождения образовательного процесса, поддержка талантливых, творчески работающих педагогов.

    Общей темой, объединившей учителей истории и обществознания нашей школы, стала тема семьи «Семья во времени и пространстве». Были показаны фрагменты уроков и внеурочных занятий, посвященные особенностям семейных отношений в древнем мире, современным семейным ценностям, теме семейного бюджета и взаимосвязи семьи и государства. Работу наших педагогов оценивало компетентное жюри, а гостями мероприятия стали учителя истории и обществознания, советники директоров по воспитательной работе, заместители директоров школ городского округа – г. Тамбова.

    29 марта 2024 г. на базе МАОУ «Цнинская СОШ№2» состоялся практико-ориентированный семинар «Формирование семейных ценностей на уроках и внеурочных занятиях духовно-нравственной направленности». Организатором мероприятия выступил Институт повышения квалификации работников образования. Целью проведения семинара стало повышение качества работы по воспитанию семейных ценностей у обучающихся в рамках курсов внеурочной деятельности духовно-нравственного направления, включая курсы «Семьеведение», «Нравственные основы семейной жизни». В ходе семинара был представлен опыт работы нашей школы.

    11 апреля 2024 г. в МАОУ «Гимназия №7 им. Святителя Питирима, епископа Тамбовского» на базе городского ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию учащихся состоялся круглый стол на тему «Духовно-нравственное воспитание детей: традиции, опыт, перспективы». В ходе круглого стола методист Сысоева Т.А. и социальный педагог Тимакина О.Е. представили опыт работы МАОУ «Цнинская СОШ№2» по данной теме.

    В мае 2024 г. педагог-психолог МАОУ «Цнинская СОШ№2» стала почетным участником городского конкурса «Семья года 2024».

    15 мая 2024 г., в Международный день семьи состоялось встреча учащихся старших классов с настоятелем Никольского храма села Бокино отцом Алексием Колесниковым. Ребята с большим интересом слушали рассказ о традиционных семейных ценностях и вместе с отцом Алексием размышляли о том, на каких нравственных устоях должны строиться отношения в семье.

    В мае 2024 г. в школе была организована встреча девочек 6-10 классов с врачом-гинекологом женской консультации Поликлиники ТЦРБ. Целью мероприятия стало воспитание гигиенической и духовной культуры у девочек-подростков, а также обучение навыкам, способствующим сохранению и укреплению репродуктивного здоровья.

    Учителя русского языка с учащимися 9 классов организовали работу по написанию сочинений «Семья в жизни человека» с последующим обсуждением.

    Учителя истории и обществознания, русского языка и литературы, провели интегрированный урок по духовно-нравственному и семейному воспитанию с использованием организационно-педагогической технологии «День единого текста».

    Пудовкин Д.Р., преподаватель курса по НОСЖ, и Солопова С.Г., педагог – психолог, провели круглый стол с учащимися 10 класса на тему: «Семья вчера, сегодня и завтра». Цель круглого стола - раскрыть роль семьи в жизни каждого человека; обратить внимание учащихся на значение слова «семья» в их жизни; способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи; развивать мышление, речь, воображение. Актуальными вопросами для обсуждения с учащимися стали: Что для тебя означает понятие семья? Какая семья считается счастливой? Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?

    20 августа 2024 г. в рамках Августовского педагогического форума в ходе установочного семинара по теме: «Концептуальные основы и механизмы реализации курса «Семьеведение» в 10-11 классах в образовательных организациях Тамбовской области» был представлен опыт работы нашей школы по формированию духовно-нравственных ценностей обучающихся на основе курса «Нравственные основы семейной жизни». По состоянию на август 2024 г. МАОУ «Цнинская СОШ№2» была одной из пяти образовательных организаций Тамбовской области, которая реализовывала программы, направленные на обучение детей и подростков различным аспектам семейной жизни и взаимоотношений.

    27 августа 2024 г. в рамках городской Августовской конференции педагогических работников «Значимые результаты развития и контуры новых ориентиров муниципальной системы образования» состоялась диалоговая площадка «Актуальные подходы и эффективные практики взаимодействия – Году семьи». Опыт работы МАОУ «Цнинская СОШ№2» на тему «Роль школы и семьи в формировании у школьников традиционных ценностей российского общества» представила методист Сысоева Т.А. Мастер-класс на тему «Развитие функциональной грамотности через основы реализации курса «Нравственные основы семейной жизни» представил учитель истории и обществознания  Пудовкин Д.Р.

    28 сентября 2024 г. в МАОУ «Цнинская СОШ№2» прошел конкурс школьных семейных команд «Моя семья самая-самая...», участниками которого стали многодетные семьи, воспитывающие от 3-х до 6-ти детей. Цель конкурса – сохранение, укрепление и продвижение традиционных семейных ценностей.

    В ноябре 2024 г. МАОУ «Цнинская СОШ№2» стала участником межрегионального конкурса «Лучшая образовательная организация по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи «Вифлеемская звезда». Опыт работы школы по формированию системы духовно-нравственных ценностей представлен для публикации в научно-методическом журнале «Образование в регионе». Подготовлен сборник методических разработок урочных и внеурочных занятий, посвященных традиционным семейным ценностям.

    Подводя итоги работы школы-лаборатории инновационного развития по направлению «Формирование духовно-нравственных ценностей, обучающихся на основе курса «Нравственные основы семейной жизни» в контексте обновленных образовательных стандартов» в 2024 учебном году следует отметить, что ведение инновационной деятельности осуществлялось в соответствии с планом школы-лаборатории инновационного развития.

    К общественной экспертизе инновационной деятельности в течение отчетного периода были привлечены наиболее опытные специалисты образовательной организации. В целях организации сетевого взаимодействия и сотрудничества с другими учреждениями было осуществлено согласование и планирование мониторинговых исследований по теме школы-лаборатории. В качестве элементов независимой оценки качества результатов инновационной деятельности рассматриваются мнения социальных партнеров на своей базе и на площадках других образовательных организаций. Размещение информационно-методических материалов в открытом доступе на сайте МАОУ «Цнинская СОШ №2» и других информационных ресурсах.

    Было организовано сетевое взаимодействие с общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, медицинскими учреждениями, а также с представителями общественности и духовенства.

    Все мероприятия в рамках плана работы школы-лаборатории на 2024 год выполнены в полном объеме.

    Информация

    о работе региональной стажировочной площадки

    по направлению «Организация системы родительского просвещения с целью поддержки дистанционного обучения ребенка»

    На основании приказа управления образования и науки Тамбовской области №334 от 16.02.2022 «О развитии сети инновационных площадок в г. Тамбове и области» МАОУ «Цнинская СОШ№2» утверждена в качестве стажерской площадки «Организация системы родительского просвещения с целью поддержки дистанционного обучения ребенка».

    Цели стажерской площадки:

     - развитие и популяризация идей родительского просвещения в области дистанционного обучения;

    - формирование психолого-педагогических компетенций родителей для улучшения семейного микроклимата и воспитания в ребёнке гражданской ответственности, физического, психологического и социального здоровья;

    - проведение совместных мероприятий для достижения максимально возможного образовательного и социального эффекта;

     - формирование благоприятного общественного мнения о деятельности школы.

    Руководителем региональной стажерской площадки является учитель начальных классов нашей школы - Коняхина Ольга Борисовна.

    Образование во время пандемии в России получило толчок, позволивший полноценно внедрить дистанционное обучение на всех уровнях обучения. Сейчас его возможности широко используются в рамках образовательного процесса.

    Вместе с тем при работе с родителями отмечаются не только положительные моменты, но и ряд трудностей, с которыми сталкиваются или боятся столкнуться родители наших учащихся.

    Чтобы эти страхи и сложности нивелировать, комфортно получать знания в рамках дистанционного обучения, на которое и в настоящее время периодически уходят классы по причине высокой заболеваемости сезонными простудными заболеваниями и гриппом, МАОУ «Цнинская СОШ№2» проводится большая работа по родительскому просвещению с целью поддержки дистанционного обучения ребенка.

    В самом начале работы стажерской площадки был проведен онлайн – опрос среди родителей: «Запросы и потребности участников образовательного процесса при организации дистанционного обучения». Выявлены вопросы, вызывающие наибольший интерес и волнение со стороны родительской общественности.

    Ежегодно разрабатывается и утверждается план работы стажерской площадки, критерии и индикаторные показатели для мониторинга эффективности деятельности стажерской площадки.

    В рамках работы стажерской площадки разработан цикл кратких видеолекций по различным аспектам дистанционного обучения, подготовлены презентационные методические материалы о деятельности площадки для педагогического и родительского сообщества.

    Каждая видеолекция – это ответ на запросы и потребности участников образовательного процесса при организации дистанционного обучения.

    Следует отметить, что материалы вышеуказанных видеолекций в формате встреч, дискуссий и круглых столов размещены в официальной группе школы в социальной сети Вконтакте (vk.com›club191375474). Этим обеспечен широкий охват родительской аудитории (количество подписчиков более 2600). Подавляющее большинство родителей узнают школьные новости из социальных сетей.

    Видеолекция №1. Открытие стажерской площадки. Презентация деятельности площадки  для педагогического и родительского сообщества.

    Руководитель региональной стажерской площадки Коняхина О.Б.  знакомит с целями и задачами площадки, ее программой и ожидаемыми результатами.

    Видеолекция №2. Подготовка к дистанционному обучению.

    В данной видеолекции даны ответы на следующие вопросы: Как подготовится к дистанционному обучению? Какой алгоритм организации дистанционного обучения с доступом в сеть Интернет? Какие цифровые платформы использовать при организации дистанционного обучения?

    https://vk.com/club191375474?from=search&w=wall-191375474_1714

    Видеолекция №3. О главных проблемах дистанционного обучения и о путях их решения.

    https://vk.com/club191375474?from=search&w=wall-191375474_1846

    Видеолекция №4 в формате круглого стола по теме «Предотвращение психических нагрузок на ребенка во время дистанционного обучения» с участием педагога-психолога и социального педагога.

    Видеолекция №5. Тематическая дискуссия по теме: «Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости учащихся во время  дистанционного обучения».

    https://vk.com/club191375474?from=search&w=wall-191375474_1864

    Знаковым событием стажерской площадки стала совместная с родителями акция  «Электронное обучение – норма жизни. Родитель - родителю  - трансляция опыта положительного взаимодействия  с ребенком в рамках дистанционного обучения». В рамках данной встречи родители, имеющие опыт дистанционного обучения, поделились своим опытом в том числе и с родителями первоклассников.

    https://vk.com/club191375474?from=search&w=wall-191375474_1927

    В рамках регионального проекта внедрения методологии наставничества обучающихся в рамках реализации национального проекта «Образование» по моделям «Учитель-Учитель» Коняхина О.Б. на постоянной основе проводит интенсивы для молодых педагогов на тему: «Алгоритм действий при организации дистанционного обучения».

    Данные видеолекции служат прекрасным методическим архивом, доступным широкой родительской аудитории в любое время.

    В мае 2024 года Коняхина О.Б. стала победителем в номинации «Наставник» в конкурсном отборе среди педагогических работников, занимающих по основному месту работы должность «учитель», в областной государственной или муниципальной общеобразовательной организации.

    На постоянной основе, ежемесячно, проводятся тематические консультационные дни по вопросам дистанционного обучения для родителей и индивидуальные тематические консультирования по вопросам дистанционного обучения для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

    Для педагогов школы на постоянной основе проводятся методические интенсивы «Возможности цифровой образовательной среды», на которых педагоги показывают мастер-классы и делятся опытом работы с использованием информационных технологий, в том числе и в рамках дистанционного обучения.

    В 2024 году в рамках методических недель состоялись презентации лучших кейсов использования дистанционных образовательных технологий для организации образовательного процесса.

    В также в 2024 году руководитель стажерской площадки Коняхина О.Б. стала координатором федерального проекта #вцифру на базе МАОУ «Цнинская СОШ№2».

    Коняхина О.Б. прошла курсы повышения квалификации по теме «Навигация и консультирование родителей (законных представителей), а также лиц, желающих принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей».

    Федеральный проект #вцифру реализуется в рамках мероприятия федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» при поддержке Минпросвещения России.

    В рамках проекта #вцифру Коняхина О.Б. провела 6 онлайн-встреч с родителями учащихся МАОУ «Цнинская СОШ№2». Эти встречи включили в себя 20 уроков различной тематики, в том числе уроки о безопасности в сети «Интернет», о цифровых инструментариях, помогающих детям лучше учиться, об олимпиадах online и мн.др. Участниками проекта стали более 200 семей.

    Значимым событием 2024 года стало участие Коняхиной О.Б. во II Всероссийском конкурсе лучших практик родительского просвещения. Опыт работы школы в качестве стажировочной площадки по направлению «Организация системы родительского просвещения с целью поддержки дистанционного обучения ребенка» стал лучшим в номинации «Лучшая практика работы образовательных организаций по организации работы с родителями» и занял 1 место, получив высокую оценку компетентного жюри всероссийского уровня, педагогического сообщества и родительской общественности.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie